суббота, 4 октября 2008 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВСКРЫТИЯ ТЕЛА

The Moscow Times

Когда финансовый пожар тушат блинами... ("The Moscow Times", Россия)
В чем же причина нынешнего катаклизма? Кремль сразу же возложил ответственность за возникшие в стране неурядицы на Запад, и прежде всего на США

Андрей Илларионов, 03 октября 2008
[отослать ссылку] [версия для печати]

За период с 19 мая, когда российские биржевые индексы достигли пикового значения, до 17 сентября - точки их максимального падения, российский фондовый рынок 'просел' почти на 58%. Для него это стало самым большим снижением со времен финансового краха 1998 г. В чем же причина нынешнего катаклизма?

Кремль сразу же возложил ответственность за возникшие в стране неурядицы на Запад, и прежде всего на США. Премьер-министр Владимир Путин обвинил в происходящем западных 'спекулянтов', в массовом порядке выводивших свои капиталовложения из России при первых признаках неблагополучия. Он отрицает любую связь между падением фондового рынка и российской агрессией против Грузии. Путин высказывает предположение, что кризис связан 'не с проблемами экономики России, а с проблемами экономики Запада'. В одном из недавних выступлений он даже заговорил об 'американской заразе'.

С ним согласен и президент Дмитрий Медведев: 'По моим оценкам, 75% коррекции нынешних российских фондовых индексов связано с последствиями международного финансового кризиса, и 25% - это наши внутренние проблемы, в том числе и последствия войны на Кавказе'.

Партнеры



Но насколько эти оценки точны?

После 19 мая падение началось на фондовых рынках почти всех стран мира, и Россию эта тенденция тоже не обошла. Таким образом, на первом этапе мирового кризиса эти финансовые проблемы отнюдь не были чисто российским явлением. Этот спад в мировом масштабе продолжался почти два месяца. За этот период американский фондовый рынок потерял 11,5 %, общемировой - 12,9 %, а российский - 13,1%. Поскольку падение на российском рынке было не столь значительным, как в странах с развивающейся рыночной экономикой в целом (их средний показатель составил 17,5%), многие наблюдатели склонны были согласиться с заявлением, которое сделал министр финансов Алексей Кудрин еще в январе - о том, что Россия стала 'островом стабильности'.

Однако 18 июля картина полностью изменилась: за этот день индекс РТС снизился на 4,5%, хотя никаких или почти никаких изменений на фондовых рынках США, Европы и стран с развивающейся экономикой в тот момент не происходило. Что же случилось? В этот день Федеральная миграционная служба выдала главе 'ТНК-BP' Роберту Дадли (Robert Dudley) 'временную визу' всего на 10 дней. Это увенчало длительную кампанию запугивания, направленную против Дадли и других топ-менеджеров, представляющих британскую сторону в этом совместном предприятии. В 2003 г., когда была создана 'ТНК-BP', эту кампанию называли эталоном сотрудничества между российскими акционерами и уважаемой транснациональной корпорацией. Учреждение совместного предприятия получило в обеих странах поддержку на самом высоком уровне - в том числе со стороны тогдашнего британского премьера Тони Блэра (Tony Blair) и Путина. Таким образом, когда разрекламированный совместный проект стал объектом острой закулисной свары между его акционерами, многие инвесторы сделали из этого вывод о нестабильности и непредсказуемости инвестиционного климата в стране, его незащищенности перед произволом. Они начали выводить капиталы из России.

В последующие недели фондовые индексы России продолжали снижаться. Это падение было более резким, чем на других развивающихся рынках, в связи со следующими событиями: 24 июля Путин пообещал 'прислать доктора' к главе фирмы 'Мечел', 8 августа началась российская интервенция в Грузии, 26 августа Кремль в одностороннем порядке признал независимость Абхазии и Южной Осетии, а с 3 по 17 сентября мы стали свидетелями целой серии 'поджигательских' официальных заявлений в адрес Запада, сопровождавшихся решением направить в Венесуэлу стратегические бомбардировщики и провести военно-морские учения в Карибском море.

Властям удалось в буквальном смысле совершить невозможное: менее чем за два месяца российский фондовый рынок 'просел' на 51,8%. Конечно, в этот период падение наблюдалось и в других странах, но его темпы были несравнимы с российскими. В США фондовые индексы снизились всего на 8,5 %, на мировом рынке - на 12,4%, а средний показатель для развивающихся стран составил 25,4%.

Учитывая подобную динамику, трудно приписывать российский финансовый кризис внешнему воздействию - особенно связанному с США. Если бы инвесторы считали, что уровень рисков для их капиталов в России не выше, чем в охваченных кризисом Соединенных Штатах, потери российского фондового рынка были бы аналогичны американскому показателю. И даже если мы воспримем всерьез появившиеся в западной прессе сообщения о том, что, по мнению российского руководства, правительство США дало американским банкам указания не предоставлять кредиты российским компаниям, возникает вопрос: почему в этом случае их обесценившиеся акции не расхватали по дешевке инвесторы из Европы, Азии и арабских стран? На деле они, однако, обходили Россию стороной, потому что они также оценивали ее как слишком рискованный рынок для вложения капиталов.

В качестве одной из причин биржевого кризиса в стране называется также снижение мировых цен на нефть. Действительно, за два месяца - с 17 июля по 17 сентября - эти цены упали на 38%. Но российский фондовый рынок - на котором торгуются не только акции нефтяных компаний - просел куда сильнее. Более того, главным свидетельством о несостоятельности 'нефтяной версии' служит ситуация на рынках других ведущих стран-экспортеров нефти. Даже в этих странах, где доля нефтедобычи в объеме ВВП как правило выше, чем в России, падение фондовых индексов составило всего 20%.

В конечном итоге, лишь небольшую долю пятидесятипроцентного снижения российского фондового индекса можно списать на воздействие 'американской заразы'. На деле с 'американским фактором' можно связать лишь 17% этого падения. Настойчиво обвиняя США в своих финансовых неприятностях, Кремль обманывает как российский народ, так и самого себя. Иностранцы, однако, в эту чушь никогда не поверят.

Получается, что падение фондового рынка как минимум наполовину связано с внутриполитическими причинами. Главные среди них - атаки Кремля на российские и иностранные фирмы, агрессия против Грузии с последующим признанием Абхазии и Южной Осетии, и возникшие в связи с этим у инвесторов и всего международного сообщества опасения, что дело идет к новой 'холодной войне'. В отличие от российских лидеров, инвесторы боятся любых войн - 'холодных' или 'горячих'.

Совокупная капитализация российских компаний, чьи акции торгуются на бирже, с 19 мая сократилась на 800 миллиардов долларов. Только с 17 июля снижение капитализации превысило 600 миллиардов. Половина этих потерь - более 300 миллиардов долларов - стала прямым результатом воздействия внутрироссийских факторов.

Российские власти делают вид, будто они борются с последствиями кризиса, 'закачав' на финансовый рынок более 100 миллиардов долларов государственных средств, но почти все эти деньги достались государственным компаниям или другим фирмам, тесно связанным с властями.

При этом российский финансовый кризис обусловлен не только теми причинами, что лежат на поверхности. Снижение мировых цен на нефть до 90-100 долларов за баррель - признак того, что ветер в мировой экономике переменился - неспособно само по себе спровоцировать кризис такого масштаба. Нельзя называть в качестве причины и проблемы с ликвидностью - Россия буквально купается в нефтедолларах. Подлинные корни кризиса следует искать в системных, институциональных проблемах. Речь идет о фундаментальной несовместимости открытой мировой экономики, принципов толерантности и уважения, определяющих функционирование рынков на Западе, с паранойей и агрессивностью нынешнего российского руководства, исповедующего культ изоляции и милитаризма и практикующего методы уличных хулиганов.

В классическом детском стихотворении Корнея Чуковского 'Путаница' крокодил тщетно пытается потушить пожар пирогами и блинами. Аналогичным образом, глубокий и долгосрочный институциональный кризис в российской экономике не погасишь финансовыми 'пирогами' и 'блинами', что раздают российские лидеры - особенно если все эти разносолы достаются только их близким друзьям.

Андрей Илларионов - в прошлом экономический советник Владимира Путина, ныне занимает пост президента московского Института экономического анализа и старшего научного сотрудника вашингтонского Института Катона (Cato Institute)

Комментариев нет: